РДЕЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ - ЗКСПЕДИЦИЯ ЧЕРЕЗ БОЛОТА

Рдейский монастырь – заброшенная обитель, расположенная на берегу красивейшего озера посреди самого большого болота в Европе.

Добраться до монастыря можно либо по воздуху с посадкой на лёд, либо на гусеничном вездеходе, либо пешком. Зимой, когда болото промерзает можно доехать на внедорожнике. Весной-осенью пеший путь через болото сопряжён с немалыми трудностями, можно провалиться по пояс в трясину. Утонуть - это вряд ли, но извазюкаться и ухайдокаться можно прилично...

Итак, в субботу рано утром мы выехали из Питера навстречу приключениям! дорога до деревни Каменка Холмского района Новгородской области заняла почти 6 часов. Выгрузились, переоделись и в путь. Лугами и перелесками в течение часа вышли к болоту. Оно предстало пред нами бескрайним зелёным морем покрытым редкими болезненно-низкорослыми сосенками, между которыми то тут, то там торчали кривые и уродливые сушины. Однако неприязни и тем более отвращения болото не вызывало. Картина открывшаяся нам захватывала дух. Мне сложно это объяснить, это надо увидеть самому, чтобы понять в полной мере. Болото не создавало впечатления некого кладбища природы. Нет, оно было иной, грандиозной по масштабам и невиданной ранее формой жизни.

Итак, сперва мы должны были найти начало досчатой тропы — этаких мостков по болоту. Координаты GPS оказались ошибочными и в точке, указанной на карте мостков мы не обнаружили. Исходя из объяснений, которые мы получили от местного охотника перед выходом из деревни, мы предположили где должна проходить тропа выложенная досками и прикинув маршрут пошли по компасу. Через 5-10 минут штурма болота "в лоб" мы вышли на тропу из досок. Идти по ней было несоизмеримо легче. Мы шли и разглядывая болото не переставали удивляться и восторгаться им. Картинки, открывавшиеся нам незаметно менялись каждые 2-3 минуты. Вот, до куда хватает глаз, низкие до колена сосенки, а вот уже высоченные кривые столбы засохших деревьев, а ещё чуть погодя, высокая сосновая поросль, и снова сухостой... Досчатая тропа закончилась меньше, чем через километр и перешла в утоптанную болотную тропку. Если оступиться с тропы можно увязнуть в трясине. На наше счастье в этом году зима была малоснежной, а лето выдалось сухим, по этому болото сильно просохло. Проваливались мы всего лишь по колено. Но надо сказать, что те, кто тщательно выбирал дорогу, ступая только на кочки, не провалился ни разу =)

Примерно через полтора километра мы вышли к переправе через речку Редью. Жара и палящее солнце сильно утомили нас за время пути, так что обливание водой из речушки немало нас развеселило и освежило. Бурый торфяной цвет воды дал название реке (редый-рудый-рыжий). 100 лет назад река Редья была более полноводной благодаря тому, что её русло регулярно чистилось. По ней сплавляли лес, ходили на лодках, но сейчас - это маленький лесной ручей два-три метра шириной.

Вдоволь наплескавшись мы отправились дальше. Не заметив того, что тропа свернула в сторону, мы продолжили наш путь в первоначальном направлении идя вдоль следа вездехода. И это было серьёзной ошибкой, хотя, как нам потом все говорили, мы были далеко не первыми, кто эту ошибку совершил =) Без утоптанной тропы идти было труднее, мы гораздо чаще стали проваливаться в трясину. Вытащить ногу самостоятельно было очень трудно, но друзья приходили на помощь и мы двигались дальше, вглубь рдейского болота. Скорость нашего передвижения постепенно падала. Сказывалась усталость и усложнение дороги. Через 2 километра пути, которые показались нам бесконечными мы сверили наше местоположение по GPS-навигатору и поняли, что надо менять направление движения и выходить к реке. Взяв азимут мы отправились вновь штурмовать болото "в лоб". Идти было очень непросто. Как кто-то выразился "в присядку". Представьте себе, что Вы идёте по мягким перинам, проваливаясь в них по колено. Каких-то 600 -700 метров нам показались нескончаемыми. Ребята проваливались, падали, но шли! И несмотря на усталость мы наконец вышли по компасу к канаве, вдоль которой к общей радости обнаружилась малозаметная тропа. Идти по ней было большим облегчением. Вскоре вышли и к реке, где вступили на основную тропу. Посмотрев карты мы поняли, в каком месте допустили ошибку, немного передохнули и продолжили путь. Ещё одна переправа через Редью. Снова освежающее обливание и дальше, к заветной цели. И вот наконец, сквозь редкие деревца блеснуло искрящееся в лучах заходящего солнца озеро. Ребята воспрянули духом и зашагали по тропе бодрее. В прогале между соснами показался главный купол собора. Ещё километр ходьбы по болоту вдоль озера и мы вступили на твердую землю полуострова на котором расположен монастырь. Пробившись через заросли крапивы выше нашего роста, которые стали последним испытанием на нашем пути, мы наконец вошли на территорию Рдейской обители. Мы были радостны, но сильно утомлены, однако купание в озере нас взбодрило и придало сил. Вода смыла усталость. Посвежевшие мы отправились ставить лагерь. Пока ребята расставляли палатки и разводили костёр к нам пришёл Александр — молодой парень атлетического сложения, местный трудник. Он пришёл на полуостров в конце апреля по распутице, проваливаясь в трясину по пояс. Не зная дороги он брёл по болоту 6 дней, пока чудом не вышел к монастырю. Саша угостил нас ухой из вкуснейшей щуки, которая ещё час назад плескалась в озере, с трёх сторон омывающем монастырь. Мы просидели с Сашей у костра до темна, разговаривая об истории монастыря, о людях, которые приезжают сюда. О том как они меняются тут. О чудесах, о Божием участии в жизни каждого человека. Расходиться не хотелось, но день был очень длинный и насыщенный, мы порядком устали и надо было ложиться спать.

Выспавшись мы попили чайку из шиповника и отправились в собор. Величественный и прекрасный он возвышался меж деревьев и казался чем-то совершенно нереальным среди бескрайних болот. В голове не укладывалось, как такой огромный собор смогли построить люди больше ста лет назад в этом труднодоступном месте. Размеры храма поражали воображение, остатки мраморного иконостаса представали отголоском былой роскоши и великолепия.

Мы зажгли лампаду в центре собора, поставили свечи и начали службу. Прочитали утренние правила, первый и трети часы, а затем отслужили мирским чином обедницу — службу, совершаемую мирянами взамен Литургии. Что это была за служба... Когда-то собор был полон разнообразного люда. Тут и монахини черноризницы с чётками в руках, и послушницы в чёрных апостольниках, а вот и строгая и величественная мать настоятельница. Тут и паломники из Старой Руссы и из Новгорода и из самой Москвы. Тут и дворяне и купцы и крестьяне. Собор полон разнообразного люда, приодетого по случаю воскресной службы. Вот митрофорный батюшка с окладистой бородой возглашает: "Благословенно Царство Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков!" А хор, что за диво, какое чудесное пение, ты будто и не на земле, а уже на небе... Мы, семеро молящихся в тот воскресный день, были и братией и причтом и прихожанами и паломниками одновременно. Птицы порхавшие под сводом собора были тем чудесным хором, чьё пение разливалось вокруг нас. Сквозь старинные резные решетки окон освещало иконостас яркое солнце, словно огромное и величественное паникадило. Маленький зайчонок проскакал за нашими спинами, как непоседливый малыш, выскользнувший из руки строгой матери. А мышки, будто не замечая нас, деловито сновали меж колонн, подобно бабушкам, то поправляющим свечи в подсвечниках, то в который раз протирающим стёкла на киотах...

"Хвали, душе моя, Господа, восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему дондеже есмь."

Это была чудо какая служба…