Гора Валдай - март 2016

Гора Валдай - март 2016.

Весенние каникулы, если отбросить выходные дни, всего-то навсего пять дней. С выходными, конечно чуток побольше, но мы решили не тратить лишнее время на длительную заброску и начали свой поход выехав от Старого Петергофа на электричке за КАД на станцию Бронка, Ломоносовского района. Сориентировавшись по карте нашли лесную дорогу, ведущую в сторону Тамегонта. Погода была шикарная: солнце и легкий минус, так что было сухо и совсем не холодно. Обледеневшая дорога сверкала в пробивавшихся сквозь оранжевые стволы сосен солнечных лучах, а мы шли, оставляя позади первые километры пути. То тут, то там виднелись следы лосей и кабанов, а уж заячьих треков было столько, что казалось, будто они устраивают гонки по лесной трассе. Неожиданно для нас, вдалеке показалась машина ДПС. По видимому, перекрыв лесную дорогу, инспекторы с помощью радара выявляли среди зайцев нарушителей скоростного режима. Увидев нас полицейские почему-то тут же уехали, а мы вышли на бетонку, идущую от Большой Ижоры. Дальше наш путь пролегал по просеке, но она оказалась довольно заросшей и вскоре вовсе сошла на нет. Пришлось нам продолжить путь по асфальтовой дороге, вдоль карьеров. Идти по трассе совсем не интересно, ребята утомились. Ноги устали от шагания по асфальту. Мы сделали небольшой привал, подкрепились горстью сухариков и, сделав последний рывок, преодолели оставшиеся два километра асфальта. Снова свернули в лес и расположились на берегу речки Лебяжья, где с удовольствием пообедали сухим пайком. Солнце светило ярко, журчала незамёрзшая речка, настроение cтремительно повышалось и мы продолжили путь по лесной дороге. Вдруг наш путь преградил высокий песчаный вал, за котором оказалась траншея, глубиной в рост. Эту канаву, прорезавшую старую лесную дорогу, проложили для отвода воды из нового карьера, в котором добывают песок. Немало порадовавшись ребята с разбегу перепрыгивали через глубокий овраг и перекидывали друг другу рюкзаки. Вскоре вышли из леса на открытое место, где обнаружили охотничью вышку. Облазив вышку и пофотографировавшись продолжили путь. Тут с нами приключилась досадная оказия. Разогнавшись перед лесом на асфальтовой дороге мы не соизмерили скорость передвижения по лесу с масштабом карты и неверно установили наше местоположение. Дорога в этом месте терялась и мы пошли вдоль реки стараясь определить где именно мы находимся в карте. Идти пришлось по небольшой тропе, на которой отчетливо виднелся след кабана. Так мы и шли за ним, пригибая еловые лапы и уворачиваясь от хлестких веток. Пройдя чуть больше четверти часа вдоль реки мальчишки увидели на другом берегу пробивающуюся сквозь деревья линию дороги. Лёд в этом месте был довольно прочный и мы без проблем перешли на другой берег, где вновь вышли на нашу дорогу. Зашагали быстрее. Вскоре дорога уткнулась в реку, через которую перекинулась огромная бобровая плотина. Лесная ГЭС двадцатиметровым изгибом перекрывала разлившуюся в этом месте небольшую речку. По краям этого грандиозного сооружения лесной инженерии располагались бобровая мастерская и столовая. Под снегом прятался незаметный на первый взгляд бобровый мегаполис. Восхищаясь творением лесных архитекторов мы перешли по плотине на другой берег. День клонился к закату и мы поспешили дальше. Впереди на карте был небольшой ручей, у которого мы наметили ночную стоянку. Прошли ещё несколько километров и, в седьмом часу вечера, пройдя в общей сложности 24,5 километра встали лагерем на небольшой, свободной от снега поляне в еловом лесу, вдоль и поперек изрытой кабанами.

Как и положено с одной спички дежурные развели костер и приступили к приготовлению ужина, двое ребят заготавливали дрова, третья двойка ставила палатки. Смеркалось. Тут выяснилась интересная новость: у одной из двух палаток отсутствовала сама палатка. В мешке был только тент, дуги и колышки. Поздно вечером, накануне выхода родители забрали одного из мальчишек и нам пришлось перераспределить снаряжение. В результате проверенные палатки отправились в кладовку, а те, что взяли, ребята видимо не проверили. Собирались они сами, я приехал на подворье, где мы ночевали перед стартом, только ночью. В общем делать нечего - натянули тент на дуги, настелили лапника, прижали борта тента к земле. В большую палатку мальчишки легли впятером, а мы с Семёном переночевали в маленькой, точнее под её тентом. Надо сказать, что у нас у всех были пуховые двухместные спальники, так что никто не замёрз.

Утром мы покинули наш лесной лагерь на берегу замерзшего ручья и продолжили путь. Через час вышли на трассу в п. Коваши, немного прошли по асфальту и свернули у братской могилы на север, где по просёлочной дороге добрались до садоводчества Сюрье. Далее наш путь должен был пролегать по тропе через Сюрьевское болото, но местный житель поведал нам, что дороги этой, времён Великой Отечественной уже давно нет и через болото напрямик нам не перейти. Пришлось нам идти в обход. Вначале по старой лесной дороге, которая далась нам с большим трудом. Сказалась и накопившаяся усталость, и бурелом и проваливающийся временами наст. Старшие подбадривали младших, но постепенно и они слегка помрачнели. Наконец вышли на трассу в сторону платформы 68 км. Перекусили и продолжили путь по асфальту. Я сказал ребятам идти по встречной обочине, а сам пошел по попутной, на случай, если пойдёт автобус, доехать до ж/д платформы. Господь не оставил наших ожиданий и буквально меньше, чем через минуту из за поворота показался автобус, который к большой радости ребят сократил наш удлиннившийся путь на три километра. Вылезли из автобуса полные энтузиазма и зашагали по железке, дальше опять по лесной дороге и наконец к вечеру, пройдя за этот день 18 км, вышли к маленькому озерцу посреди живописного соснового леса. Ребята сделали прорубь в тридцатисантиметровом льду озера и сварили шикарные макароны с лучком, морковкой, болгарским перчиком и рыбными консервами. Овощи были насушены нами ещё летом на специальной овощесушилке подаренной нам РАДИОЗАВОДОМ из Пензы. После ужина долго сидели у костерка, травили байки из походной жизни и просто смешные случаи.

Утром отоспались вдоволь, поели ароматной пшёной каши с сухофруктами, затем неторопясь собрали лагерь и провели небольшие соревнования по розжигу костров. А напоследок из лапника ребята устроили большую дымовуху, что всех весьма позабавило.

Довольно быстро через лес мы вышли к деревне Гора Валдай - конечной точке нашего путешествия. Староста храма разместил нас в тёплом гараже, показал трапезную и в ответ на нашу просьбу поработать - выдал мётлы, которыми ребята подмели церковный двор.

Поработав мы отправились в храм, где прочитали последования ко причастию. К этому времени приехал отец Сергий и началась Литургия Преждеосвященных Даров. Негромкие, степенные молитвы великопостной службы неторопливо растекались по деревенскому храму, освященному лишь светом лампад и свечей. Преклонив колени мы принимали благословение Света Христова, просвещающего всех и молились о достойном причащении. «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се, бо входит Царь Славы: се Жертва тайная совершена дориносится» - пел хор. По храму растекались клубы благовонного дыма, разливая сладковатый аромат ладана. Вот и Причастие Святых Христовых Тайн. Как-то по особенному торжественно, без суеты, мы вечеряли со Христом на заходе солнца. В полумраке храма, по одному восходили мы на солею, где назвав вполголоса свое святое имя вкушали Святые Дары. Хотелось как можно дольше стоять здесь в умиротворенном безмолвии.

Ну а после службы был обещанный мальчишкам пир в трапезной. Дымящаяся варёная картошечка с нежной

селедкой, солеными огурчиками и хрустящей капустой съелись нами с большим аппетитом, а шоколадная плитка

победителя костровых соревнований была разделена на всех. Утром рабочий храма Святой Троицы Вячеслав устроил нам экскурсию на колокольню, с которой открывался вид на Финский залив, Горовалдайское озеро и все окрестные леса.

Ну вот и всё. Через час на Сосновоборском автобусе мы были уже в Петергофе.

Ещё раз огромное спасибо ребятам, за то, что я побывал с ними в лесу. Спасибо отцу Сергию и всем его прихожанам за гостеприимство. Спасибо Семёну, за безмерную помощь в походе - он был командиром нашего отряда. Вообще старшие ребята молодцы, без каких-либо намёков с моей стороны забирали рюкзаки у младших и несли какое-то время по два рюкзака, давая ребятам отдохнуть. Спасибо Алексею Ворову и моим друзьям и коллегам из ПЛАС за пуховые спальники, спасибо родителям за доверие и всем, кто о нас молился.